Крупнейшим производителем молока в России стал немецкий бизнесмен Штефан Дюрр

Его «Эконива» обогнала агрохолдинг «Красный восток агро» Айрата Хайруллина
Молочное животноводство – один из немногих оставшихся в российском АПК перспективных сегментов
Молочное животноводство – один из немногих оставшихся в российском АПК перспективных сегментов / А. Махонин / Ведомости

Агрохолдинг «Эконива» Дюрра по итогам 2014 г. стал крупнейшим в России производителем сырого молока. В прошлом году его предприятия увеличили производство на 28% до 153 700 т, говорится в годовом отчете материнской компании агрохолдинга – Ekosem-Agrar GmbH. Молочное поголовье выросло на 14% до 22 000 коров, уточняется там же.

Прежний лидер – агрохолдинг «Красный восток агро» произвел 140 920 т молока, дойное стадо составляло 27 100 коров, говорится в ответе представителя компании на запрос «Ведомостей». При этом владелец холдинга депутат Госдумы Айрат Хайруллин уверяет, что надои компании по итогам года составили «156 000–158 000 т сырого молока».

На третьем месте – СП сингапурской Olam International и российского бизнесмена Наума Бабаева «Русмолко»: в 2014 г. компания произвела 44 000 т молока, передал через представителя гендиректор управляющей компании «Русмолко» Суманта Кумар Де.

Молочное животноводство – один из немногих оставшихся в российском АПК перспективных сегментов

Первый раз в Россию Дюрр приехал в 1989 г. на практику в колхозы Подмосковья и Курской области по программе обмена. В России ему понравилось, признавался предприниматель в интервью Forbes. Спустя несколько лет он сюда вернулся в качестве консультанта российских депутатов и сенаторов по вопросам законодательства в агросекторе. В середине 1990-х гг. он создал фирму «Эконива» и стал торговать техникой.

Заняться сельским хозяйством Дюрра вынудила российская действительность, рассказывал он Forbes. Бизнесмен торговал еще и семенами. Но в том числе он давал их в долг фермерам под гарантии рассчитаться урожаем. Однако те в какой-то момент семена возвращать перестали, и Дюрр решил их выращивать сам, для чего и приобрел первые 5000 га в Воронеже, Курске и Оренбурге. Это были обычные колхозы. А в каждом из них еще с советских времен – крупный рогатый скот, который нельзя резать ни при каких обстоятельствах: политическая установка – молочное стадо не трогать, вспоминал предприниматель. Переломным стал 2008 год. Тогда в период мирового продовольственного кризиса 2007/08 г. агроподразделение стало неплохо зарабатывать, а бизнес по продаже техники оказался на грани банкротства, рассказывал Forbes Дюрр.

Гражданство как награда

В январе 2014 г. указом президента России Владимира Путина Штефану Дюрру было предоставлено российское гражданство за успехи в развитии российского сельского хозяйства. Полгода спустя в интервью немецкому изданию Die Zeit Дюрр рассказывал, что за день до введения Россией запрета на ввоз продуктов питания из ряда западных стран он встречался с Путиным и посоветовал ему ввести ответные санкции.

Если в 2010 г. агробизнес Дюрра получил чистую выручку около 50 млн евро, EBITDA равнялась 7,8 млн евро, то в 2014 г. эти показатели выросли на 14,3% до 97,9 млн евро и в 1,5 раза до 65 млн евро соответственно, чистая прибыль увеличилась более чем в 8 раз до 17,4 млн евро. В планах компании на 2015 г. – увеличить выручку как минимум на 20%, приводятся в сообщении Ekosem-Agrar слова его руководителя и финансового директора Вольфганга Блэзи. По словам Дюрра, которые цитируются во вводной части годового отчета, цель компании – к концу 2015 г. увеличить дойное поголовье до 25 000 коров.

Молочное животноводство – один из немногих оставшихся в российском АПК перспективных сегментов, говорит исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов: до введения запрета на импорт продукции из ряда стран Запада в августе 2014 г. доля импортного сырья в пересчете на молоко достигала 35%. Но в то же время это игра вдолгую – в зависимости от стоимости денег и параметров проектов сроки их окупаемости составляют не менее 10 лет, подчеркивает эксперт. По его мнению, в правительстве это тоже понимают: сначала проект «Эконивы» получил поддержку через проектное финансирование, а затем и схожий проект крупного отечественного производителя молочных продуктов воронежского «Молвеста». Белов надеется, что такая практика будет расширена.

В подготовке статьи участвовала Любовь Шебалова